• Владыка Игнатий совершил освящение
    храма подворья Коневской обители в бухте Владимировка

    Подробнее»
  • Преосвященнейший Игнатий открыл Молодежный Форум
    на острове Коневец

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил освящение
    Арсениевского храма и поклонного креста в Коневской обители

  • Паломническая служба
    Коневской обители формирует группы

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил
    воздушный крестный ход со святынями Коневской обители,
    молясь об избавлении от пандемии

    Подробнее»
  • Президент России Владимир Путин и глава Республики Беларусь Александр Лукашенко
    посетили Коневский монастырь

    Подробнее»
  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил заключительные торжества
    625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря

    Литургия» Посещение часовни, освящение памятника»
  • Состоялись торжества
    в честь 125-летнего юбилея Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Храмы и духовенство
    Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Материалы о Выборгской епархии

    Подробнее»

Детский театр "Лествица" при Ильинском храме Выборга дал представления в Петербургском собрании вертепных театров и на приходе

Детский театр "Лествица" при Ильинском храме Выборга дал представления в Петербургском собрании вертепных театров и на приходеВ дни Рождественских святок в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге прошел ХIV САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СОБРАНИЕ ВЕРТЕПНЫХ ТЕАТРОВ "РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МИСТЕРИЯ". В нем уже не в первый раз принял участие коллектив детского православного театра "Лествица" при Свято-Ильинском храме с традиционным вертепным представлением "Смерть царя Ирода". Гастроли театра, организованные художественным руководителем Натальей Викторовной Березиной, состоялись 9 января. В этот раз выступление состоялось в мраморном зале Этнографического музея, что добавило новозаветному сюжету соответствующего колорита эпохи античности. Отличная акустика этого зала также хорошо усиливала детские голоса.

Никого из зрителей, пришедших в музей в этот день, спектакль не оставил равнодушным. Да и для самих юных актеров рассказывать о событиях Рождества Христова через театральное творчество и радостно, и почетно. Некоторые из них выросли с этим театром и имеют "сценический стаж" более десяти лет, не покидая свою маленькую сцену и после окончания школы.

Детский православный театр "Лествица" при Свято-Ильинском храме принял участие в "Рождественской мистерии" во второй раз. А в дни Рождественских Святок труппа выступила, по установившейся традиции, на приходе, предстваив вниманию юных зрителей кукольные представления и игровые спектакли. В программе были игры у елки, встреча с Дедом Морозом и, конечно, сладкие подарки.

В первый раз театр "Лествица" выезжал на гастроли в Петербург в 2004 году с рождественским вертепным представлением "Смерть царя Ирода". Оно было подготовлено юными воспитанниками Выборгского Центра русского фольклора "Вереск" под управлением заслуженного работника культуры РФ Елены Сергеевны Любицкой и при духовном наставничестве настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Игоря Викторовича Аксенова. Интересно отметить, что традиционное представление "Смерть царя Ирода" стало очень распространенным - его, помимо театра "Лествица", показывают еще некоторые коллективы.
БОЛЬШЕ ФОТО
Первые достоверные сведения о существовании вертепов в России относится к концу XVI века, а наиболее старинные из известных текстов датируются XVIII веком.

Вертеп - это переносной кукольный театр, в котором представлялась история Рождества Христова. Отсюда и его название, связанное с пещерой (вертепом), в которой родился Спаситель мира. В традиционных вертепных постановках существовал определенный набор персонажей: Богоматерь, волхвы, пастухи, Ангелы, царь Ирод, Рахиль и другие библейские персонажи. Хотя основная линия сюжета была одной, в разных вертепных версиях могли отличаться сюжетные ходы, тексты и песни.

Театры-вертепы представляли собой довольно большие двухъярусные ящики, примерно в рост человека, обтянутые материей или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. Под двумя сценами на каждом ярусе оставалось небольшое пространство, закрытое от зрителя, в котором кукловод манипулировал куклами на штырях через специальные прорези в сцене. На верхней сцене обычно изображался вертеп, где родился Христос, размещались куклы, изображавшие Святое семейство. На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев и смерть царя Ирода. Здесь же, после окончания духовной части представления, как правило, неизменной, разыгрывались интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с древних времен. В некоторых вертепах был еще третий ярус, наподобие мезонина, на котором появлялся Ангел, возвещавший Рождество Спасителя.

Куклы были, как правило, ограничены в движениях прорезями сцен, но некоторые их них оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволявшими им шевелить руками, вставать на колени, садиться.

Вертепы носили по домам на святках, а также показывали на ярмарках иногда даже до масленицы.

К сожалению, к началу ХХ века такие театры стали редкостью, и можно только радоваться, что эта традиция стала возрождаться в наше время.

По материалам сайта Свято-Ильинского храма www.na-gore.ru
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского