Детский театр "Лествица" при Ильинском храме Выборга дал представления в Петербургском собрании вертепных театров и на приходе

Никого из зрителей, пришедших в музей в этот день, спектакль не оставил равнодушным. Да и для самих юных актеров рассказывать о событиях Рождества Христова через театральное творчество и радостно, и почетно. Некоторые из них выросли с этим театром и имеют "сценический стаж" более десяти лет, не покидая свою маленькую сцену и после окончания школы.
Детский православный театр "Лествица" при Свято-Ильинском храме принял участие в "Рождественской мистерии" во второй раз. А в дни Рождественских Святок труппа выступила, по установившейся традиции, на приходе, предстваив вниманию юных зрителей кукольные представления и игровые спектакли. В программе были игры у елки, встреча с Дедом Морозом и, конечно, сладкие подарки.
В первый раз театр "Лествица" выезжал на гастроли в Петербург в 2004 году с рождественским вертепным представлением "Смерть царя Ирода". Оно было подготовлено юными воспитанниками Выборгского Центра русского фольклора "Вереск" под управлением заслуженного работника культуры РФ Елены Сергеевны Любицкой и при духовном наставничестве настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Игоря Викторовича Аксенова. Интересно отметить, что традиционное представление "Смерть царя Ирода" стало очень распространенным - его, помимо театра "Лествица", показывают еще некоторые коллективы.
БОЛЬШЕ ФОТО
Первые достоверные сведения о существовании вертепов в России относится к концу XVI века, а наиболее старинные из известных текстов датируются XVIII веком.
Вертеп - это переносной кукольный театр, в котором представлялась история Рождества Христова. Отсюда и его название, связанное с пещерой (вертепом), в которой родился Спаситель мира. В традиционных вертепных постановках существовал определенный набор персонажей: Богоматерь, волхвы, пастухи, Ангелы, царь Ирод, Рахиль и другие библейские персонажи. Хотя основная линия сюжета была одной, в разных вертепных версиях могли отличаться сюжетные ходы, тексты и песни.
Театры-вертепы представляли собой довольно большие двухъярусные ящики, примерно в рост человека, обтянутые материей или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. Под двумя сценами на каждом ярусе оставалось небольшое пространство, закрытое от зрителя, в котором кукловод манипулировал куклами на штырях через специальные прорези в сцене. На верхней сцене обычно изображался вертеп, где родился Христос, размещались куклы, изображавшие Святое семейство. На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев и смерть царя Ирода. Здесь же, после окончания духовной части представления, как правило, неизменной, разыгрывались интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с древних времен. В некоторых вертепах был еще третий ярус, наподобие мезонина, на котором появлялся Ангел, возвещавший Рождество Спасителя.
Куклы были, как правило, ограничены в движениях прорезями сцен, но некоторые их них оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволявшими им шевелить руками, вставать на колени, садиться.
Вертепы носили по домам на святках, а также показывали на ярмарках иногда даже до масленицы.
К сожалению, к началу ХХ века такие театры стали редкостью, и можно только радоваться, что эта традиция стала возрождаться в наше время.
По материалам сайта Свято-Ильинского храма www.na-gore.ru
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.