• Владыка Игнатий совершил освящение
    храма подворья Коневской обители в бухте Владимировка

    Подробнее»
  • Преосвященнейший Игнатий открыл Молодежный Форум
    на острове Коневец

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил освящение
    Арсениевского храма и поклонного креста в Коневской обители

  • Паломническая служба
    Коневской обители формирует группы

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил
    воздушный крестный ход со святынями Коневской обители,
    молясь об избавлении от пандемии

    Подробнее»
  • Президент России Владимир Путин и глава Республики Беларусь Александр Лукашенко
    посетили Коневский монастырь

    Подробнее»
  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил заключительные торжества
    625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря

    Литургия» Посещение часовни, освящение памятника»
  • Состоялись торжества
    в честь 125-летнего юбилея Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Храмы и духовенство
    Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Материалы о Выборгской епархии

    Подробнее»

Настоятель Свято-Варваринского храма поселка Рахья принял участие в международных Николаевских чтениях на Каменном острове с докладом "Афонские святыни Царских династий". Текст доклада

Настоятель Свято-Варваринского храма поселка Рахья иерей Олег Патрикеев принял участие в международных Николаевских чтениях на Каменном острове. 19 декабря, в день тезоименитства страстотерпца царя Николая, отец Олег выступил с докладом «Царские Династии и Святыни Афона».

Отец Олег напомнил, что, начиная с Великого равноапостольного князя Владимира, все царские особы имели попечение о русском монастыре на Святой горе Афон. А одна запись в дневнике 13-летнего цесаревича Николая была "Афон. 13 Сентября". Но мечта его не сбылась, хотя многие святыни Афона почитались в царской семье.

Отец Олег показал слушателям книгу «Путешествие наследника Цесаревича на Восток», прижизненное издание с гравюрой портрета Наследника, а также подарил организаторам чтений книгу «Гора Афон гора святая» со своим рассказом о подъёме на Вершину Афона с архимандритом Августином (Никитиным).

В чтениях участвовали историки и научные сотрудники, изучающие жизнь святого страстотерпца Николая.


Иерей Олег Патрикеев. Выборгская Епархия
Святой Афон и Святая Русь


В 1963 г. православный мир торжественно отмечал тысячелетие Афона, а всего четверть века спустя, в 1988 г., праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Близость этих дат знаменательна – феномен Афона как уникальной монашеской страны окончательно сложился одновременно с появлением новой православной цивилизации – православной Руси, для которой духовный опыт Святой Горы окажется в дальнейшем мерилом и камертоном народной жизни.
В 883 году официальным указом императора Василия I Македонянина гора Афон провозглашается местом монашества. В 963 году будет основана Афанасием Афонским первая Великая Лавра, и с этого времени пойдёт отсчёт Автономному монашескому государству Святой Горы (греч. Αυτόνομη Μοναστική Πολιτεία Αγίου Όρους). Слава подвижников Святой Горы, таких как св. Афанасий Афонский, привлекавшего к себе почитателей, можно сказать, со всех концов вселенной, конечно, доходила и до русских земель, где после принятия Православия многие подвижники устремили свой взгляд на Святую Гору. Первое документальной упоминание о русском присутствии на Афоне находится в одном из актов Великой Лавры, датируемом 1016 годом: «Герасим монах, милостью Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал». Афонская история показывает, что «русские в ХI веке на Афоне уже были и имели свой особый, с правами самостоятельности, монастырёк, который слыл под именем «Богородицы Ксилургу» с придаточным названием: «Русов». О его русских корнях свидетельствует также и само название – Ксилургу (греч. ξυλουργός - древодел). По преданию, древнерусский Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» был основан на Афоне попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского († 1015) и его супруги – византийской царевны Анны († 1012) вскоре после принятия христианства на Руси. Это предположение высказано в виду того, что «супруга равноапостольного Владимира «Анна Грекина» могла упросить своих братьев, Византийских Императоров, устроить на Афоне монастырь для новообращённых в христианскую веру русичей, да и к тому же в описи 1142 года все книги монастыря были русскими и рассчитанными на многочисленную русскую братию, а греческих книг нет ни одной. Это лучшее доказательство того, что монастырь Ксилургу с основания был русским гнездом». Также из «Повести временных лет» известно, что после Крещения Руси Великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим и Константинополь, где появляются два монастыря, посвящённые Успению Пресвятой Богородицы.
 В начале XI века, во времена расцвета русского монастыря на Афоне, юному Антипе из города Любеча «Бог положил на ум желание странствовать». По преданию, он прибыл на Афон в Успенскую обитель Ксилургу, где и принял постриг с именем Антоний. Затем, получив благословение игумена, возвращается в Киевскую Русь. На Киевских горах преподобный Антоний основывает Успенскую обитель, которая на многие столетия стала школой древнерусского монашества, центром духовного просвещения, первой афонской свечой - прообразом Афонской Горы на Святой Руси. Вот как об этом писал архимандрит Порфирий (Успенский): «В рукописном «Сказании о Святой Горе Афонской» 1561 года описан в Ксилургу соборный храм во имя Успения Богородицы. Так не потому ли и Киево-Печерская Лавра посвящена Успению?». Можно сказать, что все Успенские Лавры и монастыри в России имеют духовную связь с первым русским монастырём на Афоне. «О значительном авторитете Афона для Руси-, дополняет М.В. Шкаровский,- свидетельствует возникновение обителей, именуемых «святогорскими» или просто - «Святая Гора», первая из которых появилась в середине XI в. вблизи города Владимира-Волынского».
По святогорской традиции были образованы Бахчисарайский Успенский скит «Панагия», в 1889 году в ущелье реки Большой Зеленчук на месте бывшей древней аланской митрополии, среди развалин храмов X–XII веков русскими иноками Благовещенской кельи Хиландарского Афонского монастыря была основана Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пустынь. В 1870–1880-х годах насельником монастыря Кутлумуш на Святой Горе иеромонахом Мартирием (Островым) на северном склоне Кавказских гор была основана Закубанская Афонская во имя архангела Михаила пустынь.
Гнилецкий монастырь, Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, Новоафонский монастырь в Абхазии, Успенский монастырь в Пюхтицах, что в переводе означает «Святая Гора», и многие другие образованы по святогорской традиции.  
Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года - дар царя Михаила Фёдоровича. На колокольне висел колокол Горюн, подаренный Иоанном Грозным. По неточным данным, был и колокол, подаренный Борисом Годуновым. Царевна Екатерина Иоанновна при посещении Святогорской обители подарила настоятелю богатое облачение. Связи с Афоном не прерывались и в XII веке. Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерской обители, вводит в монастыре Студийский устав. Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392), «Божественные сладости безмолвна вкусив», основав Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, продолжил духовную связь в истории афоно-русских отношений. Московское княжество и духовенство выбрали Святую Гору Афон как единственно правильный маяк, на многие века сохранивший чистоту Православной веры. Вот что пишет исследователь Г. И. Вздорнов: «Ориентация Москвы на Константинополь получалась естественно, поскольку великие московские князья, стремившиеся взять на себя руководящую роль в политической и культурной жизни всей Северо-Восточной Руси, в международных отношениях логикой вещей вынуждены были искать и поддерживать контакты с аналогичными, главными политическими и культурными центрами». Именно эти две географические точки - Москва и Константинополь - в то время оказались духовными мостами, соединившими Афон и Русь в единую восточно-христианскую Православную Церковь. Русь, по выражению о. Павла Флоренского, стала «единственной законной наследницей Византии». Взаимосвязь Афона и Руси прослеживается в доверительной переписке Василия II Васильевича и афонского Прота Пахомия относительно Флорентийской Унии 1439 года, а также в поведении митрополита Исидора на Ферраро-Флорентийском Соборе. В тяжкие годины междоусобной брани на Руси связи со Святой горой ослабевали или даже прекращались. Бог посылал для вразумления Своего народа языческие народы, так было в период монголо-татарского ига на Руси. А перед Куликовской битвой русские обители на Афоне и совсем обнищали, как свидетельствуют летописи, «при всеконечном их от Руси оставлении». Но и тогда они не были оставлены милостью Божией Матери. В это трудное для Руси время царевич сербский Растко, впоследствии знаменитый архиепископ сербский св. Савва, сын сербского царя Стефана, принявший постриг в русском монастыре св. Пантелеимона, становится главным покровителем русской обители того времени.

Русские цари и Афон.

Одно из первых посещений Москвы игуменом русского монастыря св. Пантелеимона Паисия с тремя старцами произошло в 1497 году. Святогорцы прибыли в Столицу к великому князю Иоанну III (1462–1505) испросить милостыню для афонских монастырей. Академик М. Н. Тихомиров отметил, что с этого визита начался «патрональный период» в отношениях России и Россикона. В архивах сохранились «Известие Никоновской летописи о приезде афонских старцев к великому князю Ивану III Васильевичу в 1497 г.», а также жалованная грамота великого князя Иоанна III 1499 года (в списке XVIII века) о свободном приезде в Россию монахов Пантелеимонова монастыря для сбора милостыни.
С 1547 года первый царь Руси Великий князь Иван IV Васильевич Грозный продолжил ктиторские традиции, которые прежде установил его отец, Великий князь Василий III. Так, с 1543 по 1584 год царь выпустил 10 грамот, свидетельствующих о его благодеяниях русскому монастырю на Святой Горе.
На этом царские вклады в Афонские монастыри не заканчиваются. «В 1584 году нарочитый посол царя Иоанна Грозного Мешенин приходил в Дохиар и тамошнему игумену Неофиту и 60 братиям подал милостыни 93 рубля, да 22-м скитникам 22 рубля» (Сношен. России с Востоком А. Муравьев). «В 1584 году в монастырь Кастамонит, где не было игумена, посланник Иоанна Грозного Мешенин подал милостыни пятидесяти братьям 8 рублей и 18 скитникам 5 рублей». В монастыре Зограф на большой хоругви изображены Крещение Господне и святой великомученик Георгий, и шелком вышит тропарь: «Во Иордане крещающуся тебе Господи», и проч. – пожертвована в Зограф Иоанном Васильевичем Грозным. Есть грамота, поданная от 20 марта 1626 г. от всех монастырей, находящихся в Афонской горе, к царю Михаилу Федоровичу с благодарностью за присланную милостыню и просьбой сохранить своё покровительство.
В книге, выпущенной к трёхсотлетию царствования Дома Романовых, есть упоминание о благочестивейшем и монахолюбившем царе Алексее Михайловиче, который, «видя крайнюю нужду Афонцев, подарил им в 1648 году целый монастырь в г. Москве, под именем «Никольского Греческого» на Никольской улице, доставляя Афонским греческим инокам богатый доход». 
 Можем предположительно сказать, что начиная с эпохи Петра Великого, который акцентировал проблему защиты христианского населения Турции всех национальностей –стал принцип, которого Российская империя придерживалась до революции 1917 году.
В XIX веке во время войны с турками упоминается подложное письмо 1821 года от имени Российского Императора Александра Павловича, которое торжественно читалось греками у ворот каждой Афонской обители, «что русское войско и корабли уже высланы для защиты Афона от турок», видимо, для того, чтоб поднять очередное восстание против Турции. Россия снова вступилась за Афон, и когда султан Махмуд II хотел сравнять все афонские монастыри с землей, то мирный договор 1829 года принудил турецкое правительство не только освободить Афон от войск, но и вернуть обителям их имения. В 1835 году на Афон прибывает князь А. Ширинский-Шихматов и принимает постриг с именем Аникиты; с этого времени Русский монастырь вновь наполняется иноками с России и большими пожертвованиями. В 1845 г. на Афон прибывает Великий Князь Константин Николаевич Романов, он посещает Ильинский скит, где останавливается на ночлег. По его признанию, Ильинский скит поразил его "своей малороссийской опрятностью". После посещения великим князем малоизвестный скит получил большую известность во всей Российской империи. Был отстроен великолепный храм, который освятили в июне 1914 года перед самым началом Первой мировой войны. В этот храм император Николай II пожертвовал царскую стасидию, которая русских иноковдо сих пор украшает величественный собор. Уже в 1913 году русских иноков, проживающих в Русском монастыре и в скитах, таких как - Новая Фиваида, Кромница, Ильинский и Андреевский, а также в 82-х келейных обителях, насчитывалось более пяти тысяч человек.

Страстотерпец Царь Николай II и Афон.

Член ИППО Дмитрий Зубов предложил включить жизнеописание святого Николая II в афонский Патерик. В своем исследовании в документах РГИА им были найдены сведения, которые свидетельствуют о связях с Афоном императора Николая II, почётного члена Императорского Православного Палестинского Общества. В дневниках воспитателя Богдановича находятся записи о том, что 13-летний Цесаревич Николай изъявлял желание посетить православный Восток, побывать на Святой Земле и поклониться Гробу Господню, а также помолиться на Афоне. В его юношеском дневнике было в первом плане путешествий было написано «Афон. 13 сентября».
В1884 году на совершеннолетие цесаревича через губернатора Москвы князя Долгорукого старцами афонского монастыря Иеронимом и Макарием ему была подарена икона великомученика Пантелеимона. Но мечта побывать на Афоне у цесаревича так и не свершилась, хотя в 1890 году было разработано два маршрута - тогда турецкие власти не пропустили русские корабли к берегам Афона. Цесаревич прибыл в Афины к королеве Эллинов, своей крёстной матери Ольге Константиновне, а на Афон на канонерской лодке «Запорожец» был послан флаг-капитан Цесаревича адмирал Басаргин. В книге достопамятных посещений, которая ведется на Афоне, отмечено, что адмирал Басаргин принёс монахам радостную весть, что приедет Цесаревич. Игумен афонской обители отец Андрей в августе 1898 года запишет: «Быв лишены предполагаемого в 1890 году посещения Вашим Императорским Величеством святой Горы Афонской и нашей древней обители св. вмч. и целителя Пантелеимона и глубоко скорбим о сем...» . Отметим, когда Цесаревич отправился на фрегате «Память Азова» к берегам Египта, то в дневнике было записано о встрече с афонскими монахами, которые вручили ему иконы целителя Пантелеимона и Скоропослушницы.
На коронацию императора игумен русского монастыря посылает афонский ладан, и в ответ духовник государя протопресвитер Иоанн Янушев благодарит и сообщает, что ладан поступил прямо в храм Зимнего дворца. Ещё раз Царь Николай встречается с афонскими монахами в связи с делом о почитании имени Иисуса Христа. 13 февраля 1914 года он вместе с императрицей Александрой Фёдоровной принимает в Царском Селе депутацию афонских монахов-имяславцев: иеросхимонаха Николая, схимонаха Исаакия, схимонаха Мартиниана и монаха Манассию.
По свидетельствам старцев, царь «принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество <...> настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла удержаться от слёз».
После встречи Николай II записывает в дневнике: «Приняли четырёх афонских старцев из изгнанных оттуда». В тот же вечер императорская чета встречалась с Распутиным. Есть сведения, что посещение Распутиным Святой Горы Афон было связано с имяславскими спорами. Интересно заметить, что он очень хорошо разбирался в вопросе имяславия. Григорий сочувствовал имяславцам и всячески старался уладить конфликт. Этот эпизод пока ещё ждёт своего исследователя.
Следующий документ, который вышел 30-го апреля 1914 г., даёт основания полагать, что Государь Император Николай II не только сочувствовал имяславцам, но подходил к вопросу об Имени Божьем с глубоким вниманием. Обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер представил Святейшему Синоду «предложение» за № 69, в котором указывалось, что: «Его Императорскому Величеству, в 15 день текущего апреля, в Ливадии, благоугодно было лично передать мне собственноручно Его Императорским Величеством начертанную записку следующего содержания: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа Моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне [подчеркнуто сост.] – Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину [подчеркнуто сост.]; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение». Имею честь предложить о сем Святейшему Синоду. Обер-прокурор В. Саблер» . Но обращение Государя было воспринято отцом Василием Зеленцовым как «Государево давление на церковную власть в церковном деле об имябожниках» и в своих речах не побоялся обличать Помазанника Божьего: «Отвечать на это беззаконное с православно-церковной точки зрения государево повеление послушанием недопустимо в Христовой Церкви и с канонической, и с догматической точки зрения». Будущий епископ Зеленцов даже пытался уличить Государя в нарушении церковных канонов. Забыл тогда отец Василий о статье 64 Основных Законов Российской Империи: «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».
Афонская икона Божией Матери «Скоропослушница».
C афонской иконой «Скоропослушница» страстотерпец Николай не расставался даже в ссылке. Эта икона была почитаема в царской семье. Царица, будучи в заточении в Тобольске, молилась "за дорогую Россию" Божией Матери "Скоропослушница". В письме фрейлине Анне Александровне Вырубовой 15 декабря 1917 года она писала: "Что впереди, не догадываюсь. Господь знает и по-Своему творит. Ему всё передала. Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за дорогую Родину, когда бываешь у "Скоропослушницы"; ужасно люблю Ея чудный Лик" . После расстрела Царской семьи в доме Ипатьева было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

Храм всех святых русских государей.

Но и Афон не остался в долгу у русских царей, в 2013 году, по благословению игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), был освящён новый и единственный храм Всех святых Русских Князей и Царей от Великого Князя Владимира до Царя Страстотерпца Николая II. В этот святой Собор русских государей, правивших на Руси, входят - 160 представителей двух династий Рюриковичей и Романовых, из них два царя – Святой царь Феодор I Иоаннович и страстотерпец Царь Николай II, 40 великих князей и 101 удельных, также 17 представителей рода Романовых.
В Царском афонском храме на проскомидии поминаются имена всех княжеских и царских родов, которые не были причислены к лику святых, а в заупокойной ектенье поминаются имена Государей, которые являлись ктиторами русского Свято-Пантелеимонского монастыря. Афон был и остается местом, где каждый человек, царь или простой крестьянин, богатый или бедный, монах или трудник находит в своем сердце ответ на важный вопрос – что для него открыл Афон. Слова простого студента семинарии, будущего митрополита Арсения Стадницкого, говорят о том, что «афонская монастырская киновия есть возможное стремление к достижению идеала первобытного христианского общества, когда у всех христиан было едино сердце, един дух, все имели всё общее, постоянно пребывая в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах; «я познакомился с новыми, невиданными ещё мною формами жизни, вследствие чего ум мой обогатился новым запасом сведений, по словам Премудрого, «обтекаяй страны, умножает разум».
В заключение приведу слова заместителя председателя ИППО, главного научного сотрудника Института Российской истории РАН, доктора исторических наук Н.Н. Лисового: «Русский вклад в духовную и материальную сокровищницу Афона велик и многообразен. Пока существуют Россия и Русская Церковь, пока простирает Богородица Свой необоримый Покров над Афоном, пока предстательствует пред Богом светлый сонм русских афонских подвижников, прославленных и неведомых, - будет существовать и Русский Афон».


















Использованная литература
Августин (НИКИТИН) архим. ОБИТЕЛИ АФОНА Часть 3. НЕВА 10’2019
Арсений (Стадницкий) митр. Дневник паломника на Афон
Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. вмч. и целителя Пантелеимона. Киев. 1873.
Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Ч. 1–2. М., 1994. Ч. 2.
Белецкий С. П. Воспоминания – Архив русской революции. Берлин, 1923.
Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с учением об Имени Божием. – Богословские труды № 33. М., 1997
Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. ТОДРЛ, № 23. Л., 1968.
Дневники императора Николая II. М., 1991.
Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. М. Спб. 2О11.
Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества // Труд Отдела древнерусской литературы. № 19. М.; Л., 1967.
Иларион (Алфеев) митр. Священная тайна Церкви
История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года. Т. 4. Святая Гора Афон 2105.
Киевские пещеры и Киево-Печерская лавра. Киев: Типография Сементовскаго, 1864; Путеводитель по Святым местам Киево-Печерской лавры. Изд. 9–е. Киев: В типографии Киево-Печерской лавры, 1898.
Леонид (Кавелин) архим. Житие Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. «Памятники древней письменности». СПб., 1885, С. 5
Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996. Том 3.
Порфирий (Успенский), архим. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской. СПб. 1847
Порфирий Успенский. Восток Христианский. Второе путешествие по Святой Горе Афон. М., 1880.
Привет со св. Гор Афона в память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Изд. Братства Русских обителей на Афоне. Русская Типография 1913.
Православная ежемесячная газета «Русь Державная», № 3, март 2015 г.
Путеводитель по Св. Афонской Горе. М., 1895.
Русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. М., 1995
Русский Афон XIX–XX веков, ТОМ Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й. История Русского Свято Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года». Издание Русского Свято-Пантелеимонова. Святая Гора Афон 2015.
Русский монастырь св. вмч. и целителя Пантелеимона на Святой горе Афонской. М., 2005.
Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне // Отдельный оттиск из «Записок Русского научного института в Белграде», вып. 7, Белград, 1932.
Ф. 97. № 33. Л. 2-2 об.
Шкаровский М.В. Тысяча лет Русского Афона. СПб. 2106.
Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство.
Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия.
Платонов О. А. Николай II в секретной переписке. СПб., 1996.
Флоренский П. А. свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Собр. соч. в 4 тт. Т. 2. М., 1996.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского